Главная  |  Статьи

21.01.2013

Долгожданный законопроект о банкротстве физлиц

Как сообщили «Банки.ру», сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей представит на рассмотрение законодательного органа поправки к проекту законодательного акта о банкротстве физических лиц. В числе инициатив РСПП увеличение суммы долга, необходимой для рассмотрения дела о банкротстве, вчетверо – до двухсот тысяч рублей, а также внесение изменений в порядок уведомления кредиторов во время данной процедуры.

Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» Госдумой был принят в первом чтении осенью прошлого года. Второе чтение запланировано на двадцать пятое января наступившего года.

Стоит отметить, что работа над законопроектом шла долго – более восьми лет. Что касается выхода нормативно-правового акта в свет, то банкиры, арбитражные управляющие, судьи устали раздирать на части проект и, примирились с тем вариантом его редакции, который был подготовлен к первому чтению.  Однако борцы за права кредиторов не скрывали того, что они надеются на внесение в проект закона существенных изменений, так как считают его написанным в пользу должников.

Так, уже в декабре прошло заседание подкомиссии, занимающейся вопросами коллекторской деятельности. Она существует при комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. В этом заседании, помимо взыскателей долгов, принимали участие представители арбитражных управляющих, кредитных организаций, а также налоговых органов.

На состоявшемся совещании было принято решение о том, чтобы собрать под эгидой РСПП мнения всех заинтересованных членов рынка, представив в преддверии второго чтения в Госдуму обобщенные предложения. Александр Мурычев, являющийся первым исполнительным вице-президентом РСПП, сообщил журналистам о том, что в понедельник инициативы от имени союза будут направлены в комитет законодательного органа, занимающийся вопросами собственности.

Стоит отметить, что поправки предусматривают исключение из текста проекта нормативно-правового акта положений, которые регулируют банкротство индивидуальных предпринимателей, так как подводить их под единое законодательное регулирование с обычными физическими лицами неразумно. Это обусловлено тем, что долг бизнесмена, как правило, не соразмерен с долгом заемщика по розничному кредиту.

Мурычев обратил также внимание на еще некоторые принципиальные моменты. «Первый — не выдерживает критики установленная в нынешней редакции законопроекта минимальная сумма долга, при наличии которой можно начинать процедуру банкротства: 50 тысяч рублей. Мы предлагаем увеличить ее в четыре раза. Иначе нелогично платить за процедуру банкротства арбитражному управляющему 20 тысяч рублей. Во-вторых, мы считаем необходимым установить минимальный объем совокупных требований кредиторов в случае, когда должник сам обращается с заявлением о признании его банкротом, — те же 200 тысяч рублей», - поясняет Мурычев.

Многие коллекторы согласны с ним. Например, Елена Терехова полагает, что сумма в пятьдесят тысяч несоразмерна тем затратам, которые возникают во время рассмотрения дела о признании гражданина банкротом. Помимо этого, в нашем государстве есть множество людей с долгом в пятьдесят тысяч и гораздо выше. Если все они подадут заявления о банкротстве, то такая ситуация парализует работу судебных учреждений и поставит под угрозу нормальное сбалансированное функционирования всей системы потребительского кредитования.

Разработчики поправок говорят также о том, что законопроект необходимо дополнить обязанностью должника об информировании кредитора о фактах изменений в его имущественном положении до окончания производства по делу о признании должника банкротом, поскольку у кредиторов отсутствует возможность получать данные об имущественном положении банкрота из каких-либо источников. Также предлагается сокращение предельного срока реструктуризации долгов с пяти лет, предусмотренных ныне, до трех. По мнению Мурычева, установление предельного пятилетнего срока существенно вредит интересам кредиторов, так как не позволяет в разумный период вернуть дебиторскую задолженность.

Кредиторы опасаются также того, что тот проект нормативно-правового акта, который существует на данный момент, поспособствует появлению множества случаев искусственных банкротств для ухода должником от ответственности и списания средств. Как пример подтверждения этой своей позиции они приводят печальный опыт Франции в данной сфере. В случае повторения кризиса большого количества заявлений должников не миновать, поэтому судебная система нуждается в укреплении.

Еще одним важным аспектом, предлагаемым РСПП, является обязательное досудебное регулирование ситуаций, которые связаны с банкротством физических лиц, и только после этого обращаться в арбитраж. Однако некоторые эксперты предлагают пойти дальше – устранить обязательную стадию обсуждения кредиторами, а также утверждение судебными органами плана реструктуризации, поскольку это можно сделать и в досудебном порядке.

Если имеется согласованный и разумный план, то суд может утвердить его уже на первом заседании рассмотрения дела о несостоятельности. А если у должника совсем нет средств, то в таком случае реструктуризация становится невозможной, и никому не стоит тратить лишнее время – суд сразу признает должника банкротом, перейдя после этого сразу же к списанию долгов.

Также некоторые из специалистов не поддерживают идею рассмотрения дел о банкротстве физических лиц судами общей юрисдикции. Процессы в данном случае будут длиться долгими годами. Для разрешения данной проблемы предлагается создание судебных присутствий, предусмотренных в рамках арбитражной системы.